Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Борская средняя школа"

п.Бор Туруханского района, Красноярского края

Назад

Проект "Сопровождение и поддержка детской одаренности"


Участники проекта: педагогическое сообщество, учащиеся, социальные партнёры: МКОУ ДОО ДДТ "Островок", ДЮСШ "Юность",
МКОУ ДОД "Туруханская детская музыкальная школа", библиотека, СДК

Актуальность проекта: Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

Под одаренностью - мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Сегодня проблему работы с одарёнными детьми не может обойти вниманием ни одно образовательное учреждение. И всё- таки, как вырастить одарённого ребёнка в условиях массовой школы? Какой должен быть учитель у одарённого ребёнка? Как организовать работу школы по развитию способностей учащихся, чтобы удовлетворить ожидания родителей?

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования образования в нашей школе.

В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

Гипотеза: Проектный подход к организации работы с одаренными детьми позволит создать оптимально комфортную среду для обучения и развития творческой личности.


Основные цели и задачи

Цель:

Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

  1. Создание базы данных "Одаренные дети", обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности.

  2. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях: школьном, районном, региональном, федеральном.

  3. Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

  4. Разработка рейтинговой системы оценивания внеучебных достижений учащихся.

  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.


Этапы и сроки реализации проекта

Ι этап 2010-2011годы - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.

ΙΙ этап 2012-2013 годы - основной практический этап, включающий реализацию, систематизацию, анализ результатов повседневной работы.

ΙΙΙ этап 2014 - 2016 годы - заключительный этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

Направления реализации программы

1. Выявление одаренных детей

  • Проведение диагностики на школьном уровне.

  • Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных об одаренных детях.

  • Разработка системы "портфолио", учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования.

2. Образование и развитие способностей одаренных детей

  • Разработка и введение в школе учебных программ и планов для углубленного изучения отдельных предметов, для предпрофильных и профильных классов, индивидуальных учебных планов для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических материалов.

  • Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования.

  • Внедрение активных методов (исследовательского, проектного) обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей.

  • Совершенствование работы с одаренными детьми в кружках дополнительного образования.

3. Подготовка методической и информационной базы для работы с одаренными

детьми.

  • Разработка и внедрение методики диагностики одаренности детей в разных возрастных группах.

  • Разработка развивающих материалов для работы с одаренными детьми.

4.Материально-техническое обеспечение диагностической и учебно-развивающей работы с одаренными детьми.

  • Обеспечение педагогов различными диагностическими и развивающими материалами, методиками и аудио-видео материалами для работы с одаренны.lV1И детьми.

  • Выделение помещений для работы с одаренными детьми, необходимой мебели, компьютерной и множительной техники.

5. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

  • Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

  • Проведение семинаров для учителей по проблемам работы с одаренными детьми.

  • Участие учителей, работающих с одаренными детьми, в различных мероприятиях с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности.

 

Ожидаемые результаты реализации Проекта

  • Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

  • Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как "знание".

  • Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

  • Организация проектно-исследовательских работ учащихся.

  • Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

  • Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

Индикаторы и показатели

  • Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

  • Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях.

  • Увеличение числа детей удовлетворенных своей деятельностью.

 

План реализации проекта

 

п/п

Содержание деятельности

Результат

Сроки

Ответственные

Критерии

Выявление одаренных детей

Банк данных Пакет диагностических методик

2011

Зам. директора по УВП, психолог

Вероятность , точность определения

Развитие спектра школьных образовательных услуг


Реализация в профильном обучении приоритетного физико - матем. и ест. - научного направлений

Ежегодно

Директор школы,

зам. директора по УВП, руководители МО

Увеличение доли школьников в данных профильных группах

Внедрение активных методов (исследовательского, проектного) обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей.

Дни проектов,

Модули

Исследовательские и интеллектуальные марафоны

Ежегодно

Зам. директора по УВП, руководители МО

Повышение успеваемости, положительная тенденция


Организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т.д.

Всероссийская олимпиада,

интеллектуальные конкурсы

Ежегодно

Зам. директора по УВП

Победители и призеры на различных уровнях

Организация научно - исследовательской деятельности учащихся в рамках: научного общества учащихся

Муниципальные, региональные конкурсы, научно - практические конференции

Ежегодно

Руководители МО,

руководитель школьного НОУ

Увеличение доли участия на различных уровнях

Создание постоянно - действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми

Школьные и краевые семинары, курсы

2013 - 2014

Педагоги школы


Взаимодействие с МОУ ДОТ ДДТ "Островок" по сопровождению одарённых детей

Кружки по интересам, объединения, секции


2011 - 2012

Директор школы,

директор ДДТ "Островок"

Удовлетворение запросов и увеличение возможности выбора

Совершенствованиесистемы стимулирования учащихся


Разработка Положения о рейтинговой системе оценивания внеучебных достижений учащихся

2012

Руководители МО,

руководитель школьного НОУ,

директор ДДТ "Островок"

Увеличение доли учащихся на премии, другие виды стимулирования


Возможные риски реализации проекта

  • недостаточная научно-методическая подготовка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

Решение:

  • организация обучающих семинаров, внутришкольных курсов по работе с одарёнными детьми;

  • разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

Назад